Предисловие
Эта страница фотоальбома посвящена произведениям монументального искусства - монументам, обелискам, памятникам, скульптурным композициям, надмогильным памятникам г. Чебоксары.
Произведения монументального искусства можно назвать визитной карточкой любого города. Созданные в разные годы скульптурные композиции стали неотъемлемой частью городского ландшафта Чебоксар.
Интересно, что в средние века значительные исторические события увековечивались строительством церквей, соборов, часовен, основанием монастырей, а светские монументы и сооружения становятся преобладающей формой памятников лишь в Петровские времена. Несмотря на то, что в г. Чебоксары до 1921 г. памятников не было, жители уезда и города принимали участие в их возведении – большинство российских памятников сооружалось на средства, собранные по всенародной подписке. Так, в 1832 г. прихожане Введенского собора собрали по подписке для сооружения в г. Казань памятника российскому поэту Г.Р. Державину 11 руб. 15 коп. серебром.
В 1870 г. Комитет для сбора приношений на памятник в г. Киеве Богдану Хмельницкому, учрежденный при Киевской Археографической комиссии, открыл подписку на сбор добровольных пожертвований. По Чебоксарскому уезду было собрано: по Алымкасинскому волостному правлению – 4 руб. 18 коп.; по Помьяльскому – 1 руб. 75 коп.; по Покровскому - 1 руб. 10 коп.
В 1876 г. открыта подписка для сбора пожертвований на устройство в г. Севастополь Исторического бульвара по линии бывших бастионов. В воззвании отмечалось, что героическая защита Севастополя в ходе крымской войны 1853-1856 гг. относится к таким историческим событиям, «нравственное значение которые не умаляется, но растет от времени… здесь, в продолжении 11,5 месячной осады, бился пульс России и на священных развалинах Севастополя Россия приняла новое крещение – крещение кровью сынов своих… Подобные события не умирают в памяти народов; они должны быть переданы потомству во всем их простом величии… Обнесение бульваром всей оборонительной линии, с сохранением на сем месте бывших бастионов и батарей, их названий и названий тех частей войск, которыми они защищались – вот первоначальная и, вместе с тем, общая задача устройства памятника славной обороны Севастополя; таким образом, современное поколение положит начало тому Историческому бульвару, на котором потомство может воздвигать памятники выдающихся эпизодов прошедшей кровавой драмы».
В марте 1881 г. Московское Губернское земское собрание «признавая священным долгом сохранить навсегда в потомстве вечной славы достойные деяния Царя, душу свою положившего на благо России, освободившего миллионы крестьян, создавшего земское и городское самоуправление, даровавшего правый и скорый суд, постановило повергнуть перед Государем Императором всеподданнейшее ходатайство о сооружении в Москве, сердце России, в Кремле, Русской святыне и колыбели в Бозе почившего Государя, памятника Александру II. Так как памятник этот должен быть выражением благоговейной дани русского народа Царю Освободителю и сооружен на средства всей земли русской, то в твердом убеждении, что все земства и города Империи единодушно отзовутся на призыв к участию в этом сооружении, Собрание всеподданнейше ходатайствовало о разрешении Московскому земству принять на себя почин в этом деле». В связи с данным постановлением была открыта при уездных земских управах подписка по сбору средств на сооружение памятника. Чебоксарской уездной земской управой было собрано 209 руб. 31 коп.
В январе 1909 г. открыта всероссийская подписка на сооружение в г. Кострома памятника в ознаменование наступающего в 1913 г. 300-летия царствования Дома Романовых.
Подписка по сбору пожертвований открывалась только «с Высочайшего соизволения», проводилась на добровольных началах, а потому бывали случаи, когда по волостям уезда «пожертвователей не оказывалось».
После 1917 г. сооружение памятников носило политико-идеологический характер – увековечивалась память «революционеров и прогрессивных деятелей культуры всех времен и народов». В Чебоксарах появляются обелиск в честь Степана Разина, Красные ворота, памятники павшим за установление советской власти в 1918-1924 гг., В.И.Ленину, Н.К.Крупской, И.В.Сталину.
По окончании Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в памятных местах города устанавливаются легендарные самолеты, танки, гаубицы, другие образцы военной техники и вооружения; памятники и памятные знаки, посвященные событиям Великой Отечественной войны и увековечивающие память павших (памятник воинам, умершим в госпиталях; обелиски на территории заводов, монумент воинской Славы). На улицах города получают «прописку» скульптурные композиции, прославляющие труд и тружеников – эмблема труда на пересечении улиц им. М.И.Калинина и Ю.А.Гагарина, «Мирный атом» в сквере им. В.И.Чапаева, «Слава рабочему классу» на територии Чебоксарского агрегатного завода; памятники К.В.Иванову, И.Я.Яковлеву, Ю.А.Гагарину, А.Г.Николаеву. В конце ХХ в. воздвигаются памятные знаки жертвам Афганской, Чеченской войн, политических репрессий; формируется аллея знаменитых людей на кладбище по ул. им. Б.Хмельницкого.
Однако, в 1990-е гг. город мог лишиться некоторых достопримечательностей. Так, 29 августа 1991 г. в Чебоксарском горсовете состоялось совместное заседание двух постоянных комиссий – по культуре и по гласности, на котором рассматривалось заявление Оргбюро конституционно-демократической партии ЧАССР на имя председателя КГБ, потребовавшего демонтировать памятник Ф.Э.Дзержинскому на ул. К.Маркса в трехдневный срок. Предлагалось также убрать и бюст М.И.Калинину, а участники конференции демократических сил г.Новочебоксарск предлагали демонтировать памятники В.И.Ленину в г.Чебоксары и других городах. Комиссии горсовета решили обратиться к жителям столицы с просьбой высказать свои мнения и предложения. В результате по итогам обсуждения было принято решение оставить памятники на своих местах.
И сегодня город старается украсить себя запоминающимися композициями, которые придают ему свой неповторимый шарм, имеют свою историю и даже приметы. Так, ни одна свадьба в городе не обходится без возложения цветов к памятнику Матери-покровительницы и Монументу Воинской Славы; а у камня-символа таганаит, что на бульваре купца Ефремова, принято загадывать желание, предварительно положив на его поверхность ладонь. |