«Дорога – это жизнь». Этот девиз, легший в основу создания дорожной сети Древнего Рима, и сегодня нисколько не потерял своей актуальности. Известно, что уровень экономического развития страны во многом зависел и зависит от добротности дорог. В жизни людей также большое значение имеет обустроенность дорог, а особенно это заметно в сельской местности. В осеннее и весеннее время, когда грунтовые дороги размываются дождем, теряется связь центра с отдаленными населенными пунктами. Тогда становится невозможным своевременно получать продукты питания, медицинскую помощь и т.д.
     Автомобильные дороги являются самым распространенными и доступными, поэтому они составляют национальное богатство народа, выступают объектами общественной собственности, по которым оценивается уровень развития государства.
     На сегодняшний день в Чувашской Республике строительство автомобильных дорог является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики региона. С сентября 2006 г. в Чувашии действует Республиканская целевая программа «Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006-2010 годы с прогнозом до 2025 года». Цель этой программы состоит в формировании сети автомобильных дорог, адекватной потребностям экономики и населения. Задачами программы являются повышение транспортной доступности за счет соединения сельских населенных пунктов автодорогами с сетью дорог общего пользования; формирование развитой сети автомобильных дорог, развитие автодорожных коридоров и развитие частно-государственного партнерства.
     В законе Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года» указывается на то, что Чувашская Республика по плотности автомобильных дорог находится на уровне стран с развитой рыночной экономикой (258,7 км дорог с твердым покрытием на 1 тыс. кв.км территории). Но так было не всегда. Дорожная сеть Чувашии начала складываться в далеких 1930-х гг. До этого времени вся Чувашия «славилась» отсутствием дорог с твердым покрытием. Река Волга протекала у г. Чебоксары, железная дорога проходила лишь по линии Алатырь–Казань. Таким образом, только крайние точки республики – север и юг – были более или менее связаны с остальным миром. В те годы из г. Чебоксары вывозилось до миллиона пудов хлеба, и крестьянам приходилось возить его за сотни километров по сплошным ухабам, рытвинам, болотам и оврагам. Поэтому Чувашии необходимо было обзавестись дорогами, по которым население могло бы легко передвигаться по всем районам республики.
     В начале 1930-х гг. Чувашская АССР одной из первых вступила в борьбу с вековым «российским» бездорожьем. За короткий срок она покрылась сетью благоустроенных дорог, которые, словно артерии, опоясали ее со всех сторон и вдохнули в нее полнокровную жизнь.
Первым годом организованного похода населения Чувашии на борьбу с бездорожьем был 1930 г. На строительстве дорог не хватало квалифицированных кадров. Местных мостовщиков не было, работали приезжие из волжских городов. Дорожные работы, в основном, выполнялись сельским населением в порядке трудоучастия до начала уборочных сельскохозяйственных работ. Население Чувашии принимало самое активное участие в «неделях дороги», месячниках и двухмесячниках дорожного строительства. В период месячника (с 1 июня по 1 июля 1931 г.) и дополнительного двухнедельника штурма по завершению работ, начатых в месячнике (с 15 сентября по 1 октября) было использовано 972 тыс. пеших чел/дней и 296,6 тыс. конедней. Причем женские ударные бригады ничуть не уступали мужским - наравне с мужчинами они выполняли тяжелую физическую работу.
     Для поднятия рабочего духа на строительных участках дорог были организованы временные кухни, передвижные ларьки ГОРТа по обслуживанию рабочих промышленными товарами. На месте работ сестры Российского Общества Красного Креста оказывали медицинскую помощь трудящемуся населению Чувашии. Культкомбайны и культповозки с агитационными бригадами ездили по различным участкам строительства дорог и мостов, проводили с рабочими разъяснительные беседы, оказывали им техническое руководство. На участках устанавливались доски соревнования, показывающие темпы дорожных работ по районам республики, красные и черные доски. В бараках организовывались красные уголки для идеологического и культурного просвещения рабочих.
     В начальный период строительства дорог не было специальной техники. Основная часть дорожных снарядов (канавокопатели, деревянные катки, деревянные утюги) была изготовлена самими строителями. Материалы для мощения дорог (камень и песок) добывались в местных оврагах и вывозились на подводах, торцовые шашки, сделанные преимущественно из осины, заготовлялись в местных лесах. Каменные мостовые уплотнялись вручную трамбовками и конными прицепными катками. Чтобы не поранить ноги лошадей, люди обматывали их рогожами и надевали на них лапти. Лишь к середине 1930-х гг. на строительстве дорог высшего класса появились механизмы промышленного производства: тракторы, грейдеры, катки, камнедробилки, железные утюги.
     В 1930-е гг. населению Чувашии не хватало специальных знаний и опыта дорожного строительства. На отдельных участках строительства дорог люди экспериментировали с материалами для покрытий дорог. Немало было случаев неудачного применения новых технологий. Так, на участке автодороги Чебоксары – Канаш в качестве опыта было построено черное шоссе с использованием смолы и дегтя. Однако покрытие дороги от солнечного тепла вздулось, и проезжающий транспорт стал попадать в ловушку.
     На другом участке автодороги Ядрин – Чебоксары около д. Вурманкас-Асламасы было построено белое щебеночное шоссе. Щебень был приготовлен вручную кувалдами и уложен в основание дороги, не соблюдая фракций и без уплотнения. От проезжающих машин щебень разлетался во все стороны, даже были случаи ранения людей.
     Нехватка опыта и знаний в дорожном деле привело к тому, что правительство Чувашской АССР активно начало готовить собственные кадры дорожных работников. Немало молодежи было направлено в высшие и средние учебные заведения, а также на курсы дорожных мастеров, бригадиров, мостовщиков, строителей мостов, мастеров взрывных работ. На дорожном строительстве выросли сотни и тысячи чувашей-ударников, проявивших подлинную доблесть в борьбе с бездорожьем.
    В результате нелегкой и упорной борьбы с бездорожьем Чувашская АССР превратилась в республику образцовых дорог. Были построены и сданы в эксплуатацию новые мощеные и грунтовые дороги Чебоксары – Канаш, Чебоксары – Ядрин – Шумерля, Чебоксары – Вурнары, Канаш – Батырево – Шемурша, Канаш – Яльчики и др., построено и отремонтировано более 22 тыс. пог.м. мостов и труб, возведены громадные дамбы, осушены ранее непроезжие болота. Постоянную связь по автопроезжим дорогам получили 16 районов из 18, 60% всех сельских Советов, 7 МТС, 6 заводов, 7 железнодорожных станций и 5 пристаней.
     За перевыполнение плана первой пятилетки по дорожному строительству с трудовым участием населения, высокое качество дорожного строительства, за оказание братской помощи Республике Немцев Поволжья Чувашская АССР по итогам Всесоюзного конкурса была премирована грузовой автомашиной с полным содержанием и обслуживанием в пути по ремонту шоссе Чебоксары – Канаш, комплектом инструментов для духового оркестра, 7 фотоаппаратами, 7 радиоприемниками, 5 велосипедами. В числе награжденных коллективов были: Малояльчиковский район, 3 колхоза, 4 сельсовета, обком ВЛКСМ, республиканские газеты «Канаш», «Красная Чувашия», «Колхозник cулeпе». Многие десятки активистов и ударников дорожного строительства получили индивидуальные премии. Среди них были старейшие по возрасту, но активные участники дорожного строительства – колхозник большеяльчиковского колхоза им. Ленина А.М. Тябуков и ударник из д. Югуть Ядринского района Н.С. Серебряный, получившие рабочие костюмы.
     Дороги республики получили высокую оценку участников Всесоюзного автопробега Москва – Каракумы – Москва, проведенного летом-осенью 1933 г. Достижения Чувашии были признаны выдающимися, они широко освещались на страницах центральных газет и журналов. Перенять опыт Чувашии, научиться строить дороги быстро и высокого качества приезжали делегации почти со всех республик, краев и областей страны. Так, в августе – ноябре 1933 г. в Чувашии побывали и ознакомились с опытом трудоучастия населения в дорожном строительстве бригады дорожников из Западно-Сибирского, Нижнее-Волжского краев, Западной и Уральской областей, Киргизской, Башкирской и Удмуртской АССР.
     5 декабря 1933 г. в г. Чебоксары открылся первый съезд дорожников-ударников Чувашской АССР с участием делегаций союзных органов, других республик и областей. По своему значению он превратился во Всесоюзный съезд. Это лишний раз подчеркивало ведущую роль Чувашии в дорожном строительстве в масштабе всей страны. Съезд завершился 7 декабря подписанием договора социалистического соревнования по ликвидации бездорожья в стране. Ставилась задача в течение 1934 г. и 1935 г. на территории соревнующихся республик, краев, областей в основном ликвидировать проселки, построив взамен их профилированные улучшенные дороги, а наиболее грузонапряженных участках – покрытие твердой одеждой. Республики, края и области, делегации которых не были на съезде, присоединились к договору, выразив свое согласие в газете «Известия».
     27 июня 1935 г. ЦИК СССР наградил Чувашскую АССР за выдающие заслуги орденом Ленина. Одним из основных критериев оценки заслуг служило проведение в республике в течение ряда лет работ по дорожному строительству.
     Ликвидация бездорожья, превращение Чувашии в республику образцовых дорог является одной из героических страниц в истории Чувашской Республики. Дороги – наша гордость, вечный памятник трудолюбивому народу Чувашии, всем тем, кто своим бескорыстным самоотверженным трудом обеспечивал всестороннее развитие республики. Трудовой подвиг, совершенный трудящимися Чувашии на строительстве дорог в начале 1930-х гг., всегда служил и служит достойным примером мужества и трудолюбия чувашского народа.
     Дороги Чувашии сегодня доступны, удобны в любое время года, хорошо устроены. Современное поколение дорожных работников республики высококвалифицировано и применяет новые технологии и методы работы в строительстве автомобильных дорог. Однако, именно первый опыт дорожного строительства в 1930-х гг. послужил основой становления Чувашии в республику образцовых дорог. Хотя это было в то время известной кампанией, тем не менее приоритет дорожному строительству в Чувашской Республике перерос в традицию.На начало раздела