Симбирская чувашская учительская школа и празднование
трехсотлетия царствования дома Романовых

     И.Я. Яковлев душою любил чувашский народ. Не может не удивлять, как будучи совсем молодым человеком двадцати лет, обучаясь в Симбирской мужской гимназии, И.Я. Яковлев не имел никаких честолюбивых помыслов о карьере, а мыслил о том, что он может сделать для родного народа. И будучи уже старше и учась в Казанском университете, имея перспективы, которые открывало для человека высшее образование, И.Я. Яковлев, казалось, вовсе не думал о себе. Как будто его не существовало для себя самого. Мыслил И.Я. Яковлев нуждами своего бедного и «темного» народа, имея твердую веру в Господа Бога и в то, что только образование и просвещение в состоянии улучшить культурное и материальное положение человека. Материальным воплощением любви И.Я. Яковлева к своему народу явилась Симбирская чувашская учительская школа, изначально состоящая лишь из нескольких воспитанников и выросшая впоследствии в полноценное и единственное на весь Казанский учебный округ учебное заведение для чуваш.
     Симбирская чувашская учительская школа никогда не оставалась в стороне от сколько-нибудь значимых для России событий. Это и сборы пожертвований служащими и воспитанниками школы на нужды русско-японской войны (1904-1905 гг.), на создание военного воздушного флота (1910 г.), открытие музея М.Ю. Лермонтова в Пензе (1914 г.). Это и открытие при Симбирской чувашской учительской школе лазарета для раненых на фронтах первой мировой войны солдат. Здесь проходили празднования пятидесятилетней годовщины освобождения крестьян от крепостной зависимости (19 февраля 1861 г.-19 февраля 1911 г.); двухсотлетия со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова; столетия Отечественной войны 1812 г.
     В процессе работы с документами фонда «Симбирская чувашская Смотреть документ учительская школа» (Ф. 207) был найден черновик сообщения инспектора Симбирской чувашской учительской школы И.Я. Яковлева попечителю Казанского учебного округа Н.К. Кульчицкому о подготовке школы к празднованию трехсотлетия царствования дома Романовых и ходе самих торжеств. Этот документ тем более интересен нам, что в 2013 г. в России будет отмечаться четырехсотлетие дома Романовых, планируется провести ряд праздничных торжественных мероприятий. Празднование приурочено к воцарению Михаила Фёдоровича Романова на московский престол 11 июня 1613 года (в Успенском соборе Московского Кремля по решению Земского собора). Три столетия тому назад Комитет для устройства празднования трехсотлетия царствования дома Романовых следующим образом объяснял выбор 21 февраля днем главного празднования: «Комитет для устройства празднования трехсотлетия царствования Дома Романовых, остановившись на вопросе о дне всероссийского чествования помянутой годовщины, нашел, что празднование это могло бы быть приурочено: либо к 21 февраля - дню избрания Михаила Федоровича на царство Земским Собором в городе Москве, либо к 14 марта – дню принятия им в городе Костроме посольства, прибывшего просить Его на царство, когда, по словам летописцев – «Он учинился в царском наречении», или наконец, к 11 июля – дню венчания Царя Михаила Федоровича на царство в городе Москве.
     Чтобы уяснить себе сравнительное значение указанных трех достопамятных событий 1613 года, необходимо, по мнению Председателя Комитета, иметь в виду, что Самодержавная власть Русского Царя никогда не покоилась на каком-либо договорно-правовом основании, а также не имела, как в некоторых западных государствах, церковного происхождения. Она зиждется ныне, как и всегда, на ясном сознании всем русским народом своих верноподданнических чувств, на беззаветной преданности Престолу и на укоренившейся и ставшей частью народной души исторической привычке не отделять Священного образа Царя от столь же Священного для русскаго сердца образа родной земли. Исходя отсюда, Комитет большинством 12 голосов, считая в том числе и голос Председателя, полагал, что Царь Михаил Федорович, первый Царь из дома бояр Романовых, стал Царем именно в тот час, 21 февраля 1613 года, когда в Москве, на Красной площади, собравшийся народ с радостным единодушием признал Его Царем. Поэтому к трехсотлетней годовщине этого дня, с коим связано воспоминание об основном событии воцарения Дома Романовых, и надлежало бы отнести предстоящее всероссийское торжество»1.

     Далее прилагается черновик сообщения инспектора Симбирской чувашской учительской школы И.Я. Яковлева попечителю Казанского учебного округа Н.К. Кульчицкому о подготовке школы к празднованию трехсотлетия царствования дома Романовых и ходе самих торжеств. Текст документа передается без вычеркнутых И.Я. Яковлевым слов и предложений. Дописанные И.Я. Яковлевым предложения и слова, помещены в те места текста, куда их планировал вставить сам И.Я. Яковлев. Стиль и пунктуация документа сохранены.

[апреля] 1913 г.

№                                Его Превосходительству, Господину Попечителю Казанского Учебного Округа.

     Вследствие предложения от 5 марта сего 1913 г. за № 5553, представляя при сем подробные сведения о праздновании трехсотлетнего юбилея царствования Дома Романовых во вверенной мне Симбирской чувашской учительской школе, имею честь почтительнейше донести Вашему Превосходительству, что как в приготовлении к означенному великому торжеству, так и в самом торжестве приняли горячее и посильное участие все учащие Школы и находящихся при ней приходских двухклассных мужского и женского училищ, стараясь все выполнить своими собственными силами, избегая непосильных материальных затрат, но в то же время стараясь возбудить в учащихся сознательное отношение к чествуемому событию и соответствующее душевное настроение. Основательная и добросовестная подготовка к торжеству потребовала большой затраты труда и времени. Невыполненными из предложенного программою празднования трехсотлетия царствования Дома Романовых осталось издание на чувашском языке одобренных брошюр об означенном великом событии.           
Празднование в Симбирской чувашской учительской школе трехсотлетнего юбилея царствования Дома Романовых.
    Вследствие циркулярного предложения Управляющего Казанским Учебным Округом от 28 марта 1911 г. за № 6276 по вопросу о праздновании трехсотлетнего царствования Дома Романовых, а равно и последующих дополнительных распоряжений, касающихся означенного празднования, в Симбирской чувашской учительской школе были приняты следующие доступные и посильные подготовительные мероприятия к чествованию этого великого события.
    В видах большего развития в учащихся Школы чувства любви и преданности к Престолу, а также для подготовки их к более сознательной встрече празднования трехсотлетнего юбилея Державного Дома Романовых и сильнее запечатлеть этот великий день в юных сердцах их, мною всем учащим Школы и находящихся при ней двухклассных приходских мужского и женского училищ было предложено по возможности глубже и шире, чем в учебной программе, ознакомить учащихся в течение учебного времени 1911-12 и 1912-13 годов с историей царствования Дома Романовых, в особенности останавливаясь на его представителях: Михаиле Федоровиче, Алексее Михайловиче, Петре Великом, Елизавете Петровне, Екатерине Великой, Александре Благословенном, Николае I, Александре II, Александре III, и ныне благополучно царствующем Императоре Николае Александровиче, выяснить их высокие образы служения на благо родной земли и великие подвиги.
Наставник истории – священник В.Н. Никифоров, в целях лучшего ознакомления учащихся с главнейшими событиями русской истории за последнее трехсотлетие и запечатление заслуг пред Отечеством Государей из Дома Романовых, старался подробнее осведомить учащихся с величайшими моментами жизни русского народа за этот период как на уроках истории, так и в устраиваемых им беседах на темы исторического характера по рекомендованной Управлением Казанского Учебного округа «Россия под скипетром Романовых» (издание Высочайше утвержденного Комитета для устройства празднования трехсотлетия царствования Дома Романовых).
     Также были розданы для чтения учащимся рекомендованные книги и брошюры исторического содержания. Под руководством наставников русского языка М.И. Андронова учащиеся изучали наизусть стихотворения, посвященные прославлению того или иного события из отечественной истории, прославлению подвигов и деяний Верховных Вождей русского народа.
Лично мною, на ряду с выяснением тех забот и попечений, проявленных Высочайшими Монархами по отношению к русскому народу, были указаны и те блага и милости, коими были удостоены инородческие племена Российской Империи, призванные слиться в одну великую семью Русского народа. Как на такие великие милости, было указано на заботы, направленные к просвещению темной инородческой массы верою Христовою, на дарование им церкви и школы с их родным языком, служащие верным залогом единения инородцев с русскими.
     В этих же видах – укрепления и развития чувств любви и преданности (…) к Престолу в учащихся Школы, учащихся в начальных чувашских училищах и в подрастающем поколении чувашского народа предполагалось мною перевести на чувашский язык одобренные брошюры об означенном событии и возможно шире распространить таковые среди чувашского населения.
     В виду предстоящего юбилейного торжества царствования Дома Романовых и предшествующих ему столетнего юбилея священной Отечественной войны, мною, в связи с введением обучения воспитанников гимнастики и строевому обучению, было обращено внимание на организацию военно-духового и струнного оркестров. С этою целью, по моему предложению, Почетным Попечителем Школы Н.Я. Шатровым были приобретены духовые инструменты, часть струнных инструментов была приобретена на специальные средства Школы. Для обучения духовой музыке был приглашен капельмейстер квартирующий в г. Симбирске Закатальского полка Крамер и в помощники к нему корнетист2 Попов; а для обучения струнной музыки – музыкант Лыбин. Ученики с успехом занимались музыке с по май месяц 1912 года. С наступлением 1912-1913 учебного года, за неимением средств, Крамеру, Попову и Лыбину к сожалению пришлось отказать. [И] дальнейшие занятия по обучению духовой и струнной музыки продолжились под руководством окончившего курс в Школе С.М. Максимова. Под руководством последнего а также учителя пения Ф.П. Павлова, началась подготовка хора и оркестра из воспитанников школы к юбилейным торжествам. Для постановки было выбрано несколько картин из оперы «Жизнь за Царя» Глинки. Выбор этот определился тем, что в этой опере изображается исторический факт, имеющий самую тесную связь с предстоящим юбилейным торжеством, и в лице Сусанина наглядно изображен пример преданности подданного своему Государю до готовности положить за Царя свою жизнь, - все это способно возбудить высоко патриотическое чувство и иметь большое воспитательное значение. Для достижения большего совершенства в исполнении избранных мест оперы на несколько уроков для руководства оркестром был приглашен капельмейстер Крамер, первоначально обучавший воспитанников духовой музыке.
     Для придания большей торжественности и эффектности в исполнении избранных мест оперы, в одном из помещений Школы учениками, обучающимися столярному ремеслу, под руководством заведующего мастерской – наставника Школы В.Н. Орлова была устроена разборная эстрада с укреплениями и рамками на ней для установки декораций и с раздвижным занавесом на блоках. Декорации, соответствующие избранным моментам оперы, были написаны учениками, отличающимися хорошими успехами в рисовании, под руководством преподавателя рисования Школы Н.Ф. Некрасова и учителя рисования женского при Школе училища К.В. Иванова.
     Костюмы для действующих лиц в опере (сарафаны, кокошники и проч.), флаги для внешнего украшения зданий и внутреннего убранства помещений, в особенности помещения служившего местом для совершения торжественного акта, были изготовлены слушательницами курсов и ученицами женского училища под руководством и наблюдением учительниц Е.А. Яковлевой, Н.Я. Яковлевой и К.Н. Эсливановой.
     Наблюдение за внешним порядком как во время приготовлений, репетиций, так и в день самого акта было главным образом возложено на учителей мужского приходского училища И.С. Степанова и Ф.Т. Тимофеева.
Вообще в приготовлении к юбилейному торжеству приняли горячее и посильное участие все учащие Школы и находящихся при ней двухклассных мужского и женского училищ, с привлечением по возможности большего числа учащихся.
     Самое празднование трехсотлетнего юбилея царствования Дома Романовых совершено в следующем порядке. Накануне юбилея, 20 февраля, в час дня в домовой церкви Школы в присутствии всех учащих и учащихся была совершена панихида по всем в Бозе почившим Государям Дома Романовых. Пред панихидой настоятель церкви – священник И.Д. Доримедонтов произнес соответствующее поучение.
В день юбилея, 21 февраля, была отслужена в 8 ч. утра Божественная литургия, а потом, по произнесении настоятелем церкви И.Д. Доримедонтовым приличиствующаго торжественному событию слова, был отслужен благодарственный Господу Богу молебен с провозглашением многолетия ныне благополучно царствующему Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю Александровичу и Всему Царствующему Дому.
По окончании Богослужения все учащие и учащиеся собрались в одном из помещений Школы. Здесь наставник русского языка М.И. Андронов, (так как наставник истории и географии о. Никифоров, который предполагал читать, в это время был приглашен служить литургию в соседнее Ремесленное графа Орлова-Давыдова училище) прочитал несколько избранных мест из книги «Школьный праздник» (…) и дополнил чтение изложением важнейших событий из царствования Александра II.
     После чтения смешанный хор из воспитанников и воспитанниц исполнил «Многия лета» Гинзбурга, а затем национальный гимн «Боже, Царя Храни», который в конце был покрыт громким троекратным «ура!». Затем часть учащих отправилась в Собор для принятия участия в общем параде, а учащиеся в сопровождении остальных учащих также отправились к Собору, где должен был произойти общий парад и главное торжество всего города Симбирска.
     Вечером в этот день был устроен для учащихся Школы музыкально-вокальный вечер, на котором и были поставлены выбранные места из оперы «Жизнь за Царя» по следующей программе:
1) Боже, Царя Храни; 2) Увертюра из оперы «Жизнь за Царя»; 3) Интродукция из оперы; 4) Трио (Сусанин, Антонина, Сабинин) с хором; 5) Женский хор и романс Антонины; 6) Ария Сусанина и 7) Финал («Славься, Славься»).
     На следующий вечер в присутствии некоторых приглашенных почетных лиц города программа вечера повторена.
     В дни торжеств здания Школы были украшены флагами, а вечером иллюминованы.
Смотреть документ

   Для ознакомления читателям также предлагается отсканированный вариант свидетельства инспектору Симбирской чувашской учительской школы И.Я. Яковлеву на право ношения медали в память трехсотлетия царствования дома Романовых.
     Двадцать первого февраля 2012 года Глава Дома Романовых Великая Княгиня Мария Владимировна в честь 400-летия преодоления Смуты и восстановления Российской Государственности учредила императорскую медаль «В память 400-летия Дома Романовых». На примере этой памятной медали мы можем увидеть преемственность традиций в праздновании событий имевших решающее значение в истории России.
      Смотреть документСмотреть документСмотреть документОсобенными в год празднования трехсотлетия царствования дома Романовых были и документы об окончании курсов в учебных заведениях Российской империи. В фонде Симбирской чувашской учительской школы имеются свидетельства об окончании курса в двухклассном сельском училище, выданные в 1913 году в награду за отличные успехи и поведение. Бланки этих свидетельств отличались от типовых особым рисунком, были украшены портретами царей и императоров России из дома Романовых. Свидетельство, выдаваемое ученикам, окончившим учебу на отлично, имело большой формат. Три таких памятных свидетельства мы предлагаем вниманию читателей.

© БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, 2012 г. Авторы
Неразобранное слово.
Буква в тексте документа неразборчива, прочитано предположительно.
Так в тексте.
Корнетист - музыкант, играющий на корнете. Корнет – медный духовой музыкальный инструмент, напоминающий трубу.
Неразобранное слово.
Так в тексте.
Слово в тексте документа неразборчиво, прочитано предположительно.
Комитет для устройства празднования трехсотлетия царствования Дома Романовых. БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, Ф. 207. Оп. 1. Д. 778. Л. 4-4 об. Копия. Рукопись.