О своей приверженности к идеям культурно-национальной автономии чувашские деятели национально-освободительного движения впервые высказались еще в августе 1906 г. на нелегальном съезде работников чувашского просвещения, проходившем в г. Симбирске. На данном съезде представители чувашского народа впервые провозгласили политические цели, среди которых был выдвинут лозунг об объединении всех чувашей в одну общину на началах культурно-национальной автономии в будущей демократической России1. В этом программном положении по национальному вопросу они были полностью поддержаны партией социалистов-революционеров, меньшевиками, бундовцами и другими партиями социал-демократического лагеря.
Теория культурно-национальной автономии в настоящее время однобоко интерпретируется в ученых кругах, массовому читателю она малоизвестна. В законе «О культурно-национальных автономиях» от 1996 г. речь идет только о культурно-просветительских задачах («самостоятельное решение вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования и национальной культуры»). В советской исторической традиции было принято говорить о ней явно уничижительно, подчеркивая щедрость большевистского правительства, впервые в истории давшего ранее угнетенным народам национально-территориальную автономию.
К сожалению, подобная тенденция у большинства исследователей сохранилась и в настоящее время. Однако эта теория, на наш взгляд, самодостаточна, самобытна и давала возможность иного, альтернативного пути развития народов бывшей Российской империи. Для чувашского народа сама идея образования культурно-национальной автономии сыграла значительную роль в становлении и развитии чувашской государственности. В период слома прежней имперской системы и формирования нового государственного строя после революций 1917 г. приверженность к ней не только спасла нации от исчезновения, но и открыла возможность получить свою национально-территориальную автономию. То, что потом ставили себе в заслугу большевики - решение национального вопроса подобным образом, - родилось в результате напряженной борьбы, с одной стороны, подавляющего большинства ответственных советских работников, стоящих на принципах интернационализма с областным делением страны, с другой — деятелей национально-освободительного движения, боровшихся именно за культурно-национальную автономию.
«Экстерриториальная» (от франц. exterritorialite — внеземельность), или «персональная автономия» (именно так называли культурно-национальную автономию ее отцы-основатели — социал-демократы Отто Бауэр и Карл Реннер4), кроме культурно-просветительских задач, ставила самый широкий спектр правовых, социальных и политических требований. Главное отличие ее от современных автономий — это отсутствие определенной территории - источника межнациональных конфликтов. Создание собственного территориального штата (автономии) для чувашского народа в то время казалось не только неосуществимым, но и нежелательным, например, идея создания отдельной чувашской территории, объединяющей казанских, симбирских, самарских, саратовских, уфимских и оренбургских чувашей.
Однако создание такой национальной публично-правовой корпорации, которая на равных условиях со всеми народами Поволжско-Уральского региона могла бы решать все насущные вопросы общенационального характера независимо от территории и места проживания, как нам думается, в то время было вполне реальной возможностью.
Таким органом после Февральской буржуазно-демократической революции чувашской интеллигенции представля- лось учрежденное 28 июня 1917 г. на Первом Общечувашском национальном съезде (г. Симбирск) Чувашское национальное общество (ЧНО). Вобрав в себя самые широкие демократические слои чувашского населения, ЧНО должно было стать единственным правомочным органом с точки зрения представительства своих национальных интересов, экстерриториальным центром управления всеми чувашами, не нарушающими территориальной целостности России. К осени 1917 г. во всех губерниях, где компактно проживали чуваши, появились его филиалы. Разумеется, без санкции российского правительства провозгласить подобную автономию было невозможно. Поскольку тогда действовало только Временное правительство, легитимность решения подобных вопросов была возложена на Всероссийское Учредительное собрание, созыв которого намечался в ноябре 1917 г. Из среды ЧНО, как известно, было выбрано пять депутатов-чувашей — Д.П. Петров-Юман, Г.Ф. Алюнов, И.В. Васильев, С.Н. Николаев и Г.Т. Титов, которые должны были лоббировать требования программы в будущем общероссийском парламенте.
После Октябрьской революции 1917 г. политический центр решения вопросов от демократических организаций сместился постепенно к организациям советского типа, стоящим на классовых позициях. В чувашской среде тон начали задавать солдатские комитеты. Появился свой лидер — комиссар Казанского чувашского военного комитета, левый эсер и бывший артиллерист АД. Краснов. После разгона Учредительного собрания в Петрограде 6 января 1918 г. эти комитеты ощутили свою политическую силу. Несостоявшиеся чувашские учредиловцы, сторонники правого крыла партии эсеров, потеряли свой общенациональный статус. На Первый Всероссийский чувашский военный съезд (январь 1918 г., г. Казань), неожиданно для него решавший важнейшие политические задачи того момента, они попадали под различными предлогами. Начиная с этого времени и вплоть до лета 1918 г. между этими политическими силами велась горячая дискуссия, но единственное, что их сближало и объединяло, — это приверженность к идеям культурно-национальной автономии.
Эту идею не принимало большевистское сознание. Еще в довоенных работах по национальному вопросу В.И. Ленин называл ее мерзостью, идеологией опустившегося буржуа, в ней видели утонченный национализм, разрушающий классовое единство мирового пролетариата5. Образованный в январе 1918 г. в г. Казани Центральный Чувашский Совет «Канаш» который позиционировал себя правопреемником ЧНО как экстерриториального правительства, не имел политической перспективы, так как противоречил большевистскому принципу власти. Объединение всех слоев нации, создание на демократически- парламентских принципах подобных органов, «консолидация и возрождение нации» — это все преподносилось как контрреволюционный заговор буржуазных националистических кругов.
Основной опорой подобных национальных советов по всей России были военные комитеты прежней русской армии. Чтобы лишить их этой поддержки, Совнарком в марте 1918 г. окончательно распустил старую армию. В новую рабоче-крестьянскую Красную Армию принимали строго по классовому принципу. Образованный в январе 1918 г. Первый Чувашский стрелковый полк не был признан новой властью6. В результате этого Центральный Чувашский Совет «Канаш» самораспустился. Сменивший его Чувашский левосоциалистический комитет под руководством Д.П. Петрова-Юмана и укомплектованный членами этого комитета комиссариат по чувашским делам Казанской губернии под руководством комиссара А.Д. Краснова заняли центральное место в национальном движении чувашей. Оставаясь верными своим идеям, они ставили задачей этих организаций «теоретическую разработку и практическое осуществление начал культурно-национальной автономии чувашского народа»7. Работники комиссариата по чувашским делам интенсивно готовились к объявлению культурно-национальной автономии — выполнялись статистическая работа, подготовка кадров, культурно-просветительское просвещение и др. Вплоть до раскола между большевиками и левыми эсерами весной и особенно в июле 1918 г. это более или менее им удавалось, хотя с большим трудом. Расхождение позиций наглядно проявилось в обсуждении вопроса о форме государственного устройства Поволжско-Уральского региона.
На Всероссийском чувашском военном съезде представителями чувашского народа 19 января 1918 г. было принято практически единогласное решение о вхождении чувашского народа в создаваемый мусульманскими кругами Волжско-Уральский штат (Штат Идель-Урал)8. Этот огромный по территориальному размеру штат должен был объединить все народы Поволжья и Урала — русских, татар, башкир, чувашей, мари, мордву, удмуртов и других, оставаясь при этом субъектом Российской Федеративной Демократической Республики. Внутри этого штата парламентского типа национальные проблемы должны были решаться на принципах культурно-национальной автономии. Для чувашского народа, наверное, это было бы наилучшее решение. «Одним махом» решались бы вопросы малоземелья, собрания разбросанной по различным губерниям чувашской нации под руководством единого Центрального Чувашского Совета «Канаш», культурного просвещения и равноправия народов внутри штата. Чувашская нация могла бы на равных национально-пропорциональных условиях решать политические, экономические и социальные задачи, в том числе и на международной арене.
Популярна была данная идея и в мусульманских кругах. Однако среди них были сильны и тенденции к образованию своей территориальной автономии, особенно среди башкирского населения. Большевики, опасаясь появления такого сильного субъекта, как Волжско-Уральский штат, приняли меры по пресечению этой идеи. Они поддержали в первую очередь сторонников создания отдельных татарской и башкирской автономий, что раздробило бы единое ранее движение. В марте 1918 г. была разгромлена так называемая Забулачная республика в г. Казани. Когда в апреле начал активно обсуждаться вопрос об образовании Татаро-Башкирской Советской Республики, чувашские представители, осознавая последствия, выступили против образования республики и вообще против раздельных территориально-национальных автономий , продолжая бороться за создание единого Поволжско-Уральского субъекта Советской России и культурно-национальную автономию чувашей внутри него.
Понимая, что без общенациональной поддержки чуваши обречены на рассечение по разным территориям, члены Чувашского левосоциалистического комитета пошли на союз с правыми деятелями и в июне 1918 г. в Казани собрали Общечувашский рабоче-крестьянский съезд, где учредиловцы и их сторонники играли важную роль. На нем была принята резолюция с однозначным протестом против образования Татаро-Башкирской Республики, но при этом съезд настаивал на создании такой области в Поволжье и Приуралье, которая смогла бы объединить все народы с советской властью на культурно-национальных принципах, на национально-пропорциональных началах. Поскольку эта идея была проигнорирована, из Коллегии по созыву Учредительного собрания Татаро-Башкирской Республики в знак бойкота был отозван представитель от чувашей П.А. Федоров.
Июльский мятеж левых эсеров по всей Советской России и антиэсеровская политика Совнаркома привели к разрыву отношений между Чувашским левосоциалистическим комитетом и большевистским правительством. В середине июля Д.П. Петров-Юман сложил свои полномочия. Накануне захвата чехословацким корпусом и Народной армией Самарского Комуча г. Казани 5 августа Коллегия комиссариата по чувашским делам во главе с А.Д. Красновым в знак протеста против политики большевиков «освободила» себя от исполнения служебных обязательств. Некоторые члены комитета вместе с правыми эсерами и учредиловцами поддержали Комуч, на территорию Комуча ушли представители чувашского зажиточного крестьянства, интеллигенции, мелких промышленников и торговцев, более тысячи чувашских офицеров вступили в ряды Народной Армии Комуча и частей генерала Каппеля. Некоторые из них заняли в них высокие и ответственные посты. Установив свою недолгую власть в Симбирске и Казани, Комуч жестоко обошелся со всеми сторонниками советской власти. Заместитель комиссара по чувашским делам П.А. Федоров был расстрелян, другим удалось бежать из оккупированной Казани.
После освобождения г. Казани Красной Армией 28 сентября 1918 г. ЧНО официально было объявлено контрреволюционной организацией, ее деятели подлежали аресту. Бывшие советские работники эсеровского толка, раскаявшись в своей ошибке, массово вступали в партию ВКП(б). В октябре в партию вступил и А.Д. Краснов. Яркий национальный деятель, всеми силами боровшийся за реализацию экстерриториальной автономии чувашей, не «сложил оружие» — активно взялся за восстановление комиссариата народностей по делам мусульман, чувашей и мари Казанской губернии. Однако большевики, установив к началу 1919 г. полную власть в Поволжско-Уральском регионе, национальные вопросы решали по своему усмотрению. В марте 1919 г. была образована Башкирская Автономная Республика. Из опасений сепаратизма других народов Поволжья в 1920 г. были образованы последовательно Татарская, Чувашская и Марийская автономные области.
Таким образом, идея создания общего штата народов Поволжья и Приуралья с культурно-национальной автономией внутри него безвозвратно ушла в прошлое. Справедливости ради необходимо отметить, что большевики не обманули надежды этих народов. Все нации на своей территории сохранили свою самобытность, язык и культуру. Но этого могло не быть, если бы не их принципиальная позиция в национальном вопросе.
Литература, источники и примечания
1 Кузнецов И.Д. Очерки по истории и историографии Чувашии. Чебоксары, I960. С. 217.
2 Закон РФ о национально-культурной автономии от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ
3 Например, стандартное выражение того времени — «требования в то время ограничивались только культурной автономией».
4 Происхождение термина «культурно-национальная автономия» связано с яростной политической полемикой большевиков с еврейским «Бундом» в начале XX в. Данный термин в советской историографии оказался наиболее прижившимся, хотя названия «экстерриториальная» и «персональная» более точно отражают ее сущностные черты, делая акцент на правовом и социально-политическом аспекте (см.: Нам И.В. Культур- но-национальные автономии в истории России. Документальная антология. Том]. Сибирь. 1917—1920. Предисловие.
5 Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 24. С. 342; Т. 48. С. 131.
6 ГИА ЧР (Государственный исторический архив Чувашской Республики). Ф. 499. On. 1. Д. 5. Л. 58.
7 Там же. Ф. 122. Оп. 1.Д.2.Л. 101.
8 Там же. Ф. 499. On. 1. Д. 10. Л. 23. Подробнее по данному вопросу в статье автора: Щербаков СВ. Всероссийский чувашский военный съезд: попытки решения национального вопроса эсерами в январе 1918 года. (По документам РГУ «Госистархив Чувашской Республики») // Вестник Ленинского мемориала. Вып. 9: материалы Всероссийской научной конференции «1917 год в зеркале истории», посвященной 90-летию Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. Ульяновск: Изд.-во «Вектор-С», 2007. С. 386-397.
9 Г.Т. Титов, например, высказывался о необходимости представительства делегатов от чувашей на мирных переговорах по итогам Первой мировой войны (ГИА ЧР. Ф. 499. On. 1. Д. 10. Л. 13). Впоследствии на Версальской конференции в 1919 г. от самопровозглашенного, но несуществующего штата Идель-Урал присутствовала делегация во главе с его несостоявшимся главой эмигрантом Садри Максуди.
10 Кульшарипов М.М. 3. Валидов и образование Башкирской Автономной Советской Республики (1917-1920 гг.). Уфа: Башкир, кн. изд.-во, 1992. С. 18.
11 Волжско-Уральский штат, по мысли его создателей, должен был быть провозглашен 1 марта 1918 г. Большевики приняли все меры по противодействию этому решению. 17 февраля их фракция в знак протеста вышла из состава II Всероссийского мусульманского военного съезда в г. Казани, но съезд продолжил работу. 28 февраля Революционный штаб Казанского Совета арестовал ее основных активистов, потом освободил их, взяв обещание не объявлять штат. Тем не менее при поддержке многотысячных мусульманских военных организаций вместе с другими членами военного съезда они заняли оборону в забулачной части г. Казани и провозгласили свою республику. Продержались они в ней всего месяц. Руководство Временного мусульманского штаба Забулачной республики заняло примирительную и выжидательную позицию. Мусульманские части подвергались большевиками усиленной пропаганде, в результате чего присланные в конце марта в Казань матросы практически без боя разоружили и распустили самопровозглашенную республику (см.: Образование Татарской АССР. Сборник документов и материалов. Казань: Татар, кн. изд- во, 1963.С. 7-8).
12 Петров Д.П. Чувашия. Историко-политический и социально-экономический экскурс. М.: Гос. изд-во, 1926. С. 70.
13 ГИА ЧР. Ф. 499. On. 1. Д. 27. Л. 29.
14 Там же. Д. 17. Л. 25. С темой «Позиция чувашских и марийских национальных деятелей в вопросе образования Татаро-Башкирской Республики (по материалам РГУ «Государственный исторический архив Чувашской республики»)» автор данной статьи выступал на межрегиональной научно-практической конференции «Историк и время: проблемы истории и историографии народов России, Поволжья. Марий Эл», посвященной 85-летию со дня рождения Пашукова В.Ф., состоявшейся 21 марта 2008 г. в г. Йошкар-Ола.
15 ГИА ЧР. Ф. 499. Оп.Д. 16. Л. 12.
16 ПетровД.П. Указ. соч. С. 72.
Опубликовано: Идеи культурно-национальной автономии в истории чувашского народа // Культурные традиции в условиях трансформации общества: Материалы научно-практической конференции, посвященной 130-летию Н.В. Никольского. Чебоксары: ЧГИГН, 2011, С.188-195. |